Papers by Дмитрий Котышев
В статье излагаются соображения относительно некоторых спорных моментов
исторической топографии ... more В статье излагаются соображения относительно некоторых спорных моментов
исторической топографии древнего Киева, в частности локализации церкви св. Василия, упоминаемой в летописи. На основе анализа летописного и археологического материала делается вывод о том, что упоминаемые под 6691 (1184) и 6488 (980) — 6496 (988) гг. церкви являются совершенно разными постройками. Одна из них была возведена на территории «города Влади-
мира» в конце X в., вторая — в конце XII в. в пределах «Великого Ярославова двора» и отождествляется с Трехсвятительской церковью, разрушенной в 1934–1935 гг.
Статья посвящена проблеме формирования территориальной структуры древнерусской политии. Типичная ... more Статья посвящена проблеме формирования территориальной структуры древнерусской политии. Типичная структура политийной организации представлена следующим образом: главный город, которому подчиняются окрестные малые города (пригороды) и сельские поселения, составляющие округу малых городов. В статье рассматривается вопрос формирования подобной системы. Автор предполагает, что неоднократно пред принимавшиеся попытки возведения территориальных структур к догосударственным (племенным) лишены фактических оснований. На основе обширного круга археологических данных из отчетно-полевой документации установлено, что территориальная структура Русской земли формируется в конце Х — начале XI вв. Племенные центры восточных славян VIII–X вв. представляют собой отдельный этап развития, предшествующий древнерусской государственности и не являются основой подавляющего большинства древнерусских городов.
Статья посвящена вопросам развития малых городов Русской земли в XI-XII вв. Одним из малых городо... more Статья посвящена вопросам развития малых городов Русской земли в XI-XII вв. Одним из малых городов являлся Вышгород, изначально являвшийся киевским пригородом. Возникнув в середине Х в. как укрепленное поселение приднепровских росов, контролировавших водный путь по Днепру в Византию, Вышгород к началу XI в. стал одним из ключевых пунктов обороны Киева, а позже-полноценным городом с собственным княжеским столом. Значительную роль в возвышении Вышгорода сыграл культ первых русских святых князей Бориса и Глеба, усыпальница которых находилась в городе. Большую роль в формированиии вышгородского культа святых князей сыграли представители династии Ольговичей, которых вышгородская община поддерживала всю первую половину XII века. В дальнейшем Вышгород делает ставку на смоленских Ростилавичей и сохраняет союзные отношения с ними вплоть до конца XII в.
Статья посвящена анализу эволюции княжеской инвеституры в домонгольской Руси. Анализ имеющихся ис... more Статья посвящена анализу эволюции княжеской инвеституры в домонгольской Руси. Анализ имеющихся источников приводит к выводу, что первоначально эта инвеститура существовала в виде языческого по своей сути ритуала провозглашения князя на княжом дворе, указанная традиция имеет параллели в кругу балто-славянских традиций. С конца XI века начинается постепенный процесс смены архаической практики провозглашения князя процедурой посажения на стол в кафедральном храме главного города. Для Киева церковный обряд посажения отчетливо прослеживается с середины XII века и окончательно становится традицией ближе к концу столетия.
Статья посвящена анализу такого явления, как «причастие», ставшее с легкой руки историков 1960-19... more Статья посвящена анализу такого явления, как «причастие», ставшее с легкой руки историков 1960-1980-х гг. одним из ключевых элементов политической системы, определявшейся как «коллективный сюзеренитет». Анализ летописных известий в сочетании с материалами археологии и исторической географии позволяет сделать вывод, что «часть» или «причастие» возникает как явление в эпоху «переяславского кризиса» 1132-1135 гг. и вплоть до конца XII в. является инструментом разрешения внутридинастических конфликтов в среде потомков Мономаха.
Историографическая традиция строится на противопоставлении двух точек зрения, одна из которых пом... more Историографическая традиция строится на противопоставлении двух точек зрения, одна из которых помещает княжой двор на территории «города Владимира», а другая полагает его в пределах «города Ярослава», близ св. Софии. На сегодняшний день становится ясно, что в середине-второй половине XI в. Киев пережил не менее значимую перепланировку, чем в конце Х в. Если в 990-е гг. городской центр сформировался вокруг монументального комплекса на Старокиевской горе, то в середине XI в. он перемещается к Софийскому храму, а сама территория города увеличивается в несколько раз. В это же время срываются укрепления «города Владимира», а на их месте возводятся жилые и производственные комплексы. На границе «города Владимира» и «города Ярослава», в северо-восточной части Старокиевской горы размещается обширная княжеская резиденция, которая на протяжении XII в. фигурирует на страницах летописей под наименованиями «Ярославля» и Великого двора.
Статья посвящена анализу положения Переяславля Русского в системе междукняжеских и межволостных о... more Статья посвящена анализу положения Переяславля Русского в системе междукняжеских и межволостных отношений на протяжении XII века. Подчеркивается, что в результате династического конфликта второй четверти XII в. между потомками Владимира Мономаха (т. н. «переяславского кризиса»), за Переяславлем закрепился особый статус территории как «части» Русской земли, находящейся в преимущественном владении младших Мономашичей, а впоследствии Юрьевичей. Контроль за этой «частью» являлся для Юрия Долгорукого и его потомков выражением права на долю общего владения Русской землей как общеродового достояния Мономашичей. Этот статус привел, в конечном итоге, к обособлению Переяславщины от остальной части Русской земли, которую контролировали многочисленные потомки Мстислава Владимировича.
В статье рассматривается открытая в 1964 г. в Апостольском приделе Софийского собора в
Киеве надп... more В статье рассматривается открытая в 1964 г. в Апостольском приделе Софийского собора в
Киеве надпись о покупке «Всеволожей княгиней» «Бояней» земли. На основе анализа
историографической ситуации вокруг изучения надписи, привлечения данных нарративных,
сфрагистических, археологических источников предлагается датировка надписи серединой —
второй половиной XII в. Автор развивает и дополнительно аргументирует точку зрения,
высказанную первооткрывателем надписи С. А. Высоцким о том, что «Всеволожей княгиней»
надписи являлась вдова черниговского и киевского князя Всеволода Ольговича Мария
Мстиславна, которая приобрела земельный участок на окраине Киева близ Дорогожичей для
постройки на нем Кирилловской церкви
На пространстве юга Восточной Европы с начала Х в. Набирает силу процесс формирования восточносла... more На пространстве юга Восточной Европы с начала Х в. Набирает силу процесс формирования восточнославянской государственности. Первичные импульсы политогенеза были связаны с проникновением в Среднее Поднепровье скандинавской руси, которая подчинила себе окрестные «славинии», превратив племена полян, древлян и уличей в своих данников. К середине Х в. Система славяно-русских даннических отношений пережила серьезный кризис, для преодоления которого княгиней Ольгой было решено воспользоваться исконно славянским институтом полюдья для упорядочения сбора дани. В итоге сложилась потестарно-редистрибутивная система, использующая трансъевропейские торговые пути для обогащения правящей элиты. Со второй половины Х в. Существующие потестарные структуры начинают трансформироваться в раннегосударственные; а существующие механизмы получения и перераспределения прибавочного продукта позволяют аккумулировать значительные средства для решения государственных задач. Зарождение ранней государственности в Среднем Поднепровье прослеживается по следующим признакам — возникновение столицы как административно-политического и сакрального центра, появление новых локальных центров власти, складывание новой территориально-политической структуры и оформление государственных границ. Указанные явления происходят во время правления Владимира Святославича; при нем политийная структура, возникшая в эпоху Олега и Игоря под названием «Русская земля», превращается в раннее государство, которое можно условно именовать «державой Владимира». Эта «держава», имеющая двухчастную структуру, состоящую из среднеднепровского центра и подчиненной ему периферии, стала основой восточнославянской / древнерусской государственности.
Статья посвящена анализу династической политики черниговского князя Всеволода Ольговича в 1120-11... more Статья посвящена анализу династической политики черниговского князя Всеволода Ольговича в 1120-1140-х гг. Эта политика претерпевала определённые изменения. Если в конце 1120 – начале 1130-х гг. для нее было характерно отстаивание кланово-династических интересов Ольговичей и борьба с решениями Любечского съезда, то на рубеже 1130-1140-х гг. наблюдается другая картина. В это время Всеволод Ольгович стремится создавать выгодные военно-политические коалиции без оглядки на родовые и клановые традиции, подтверждением чего является его союз с Мстиславичами. Это знаменует зарождение новой тенденции, которая ярко проявит себя в середине XII в. во время борьбы за Киев.
В статье рассматриваются социально-политические процессы, происходившие в Русской земле на протяж... more В статье рассматриваются социально-политические процессы, происходившие в Русской земле на протяжении первой четверти XII в. Обращается внимание на то, что решения, принятые на Любечском съезде, по факту означали падение значения Киева как «старейшего» города Русской земли и уравнивание его в правах с другими центрами Среднего Поднепровья - Черниговом и Переяславлем, что вызвало активное сопротивление киевской политии, стремившейся сохранить своё главенство в Русской земле. Именно этот фактор стал решающим в событиях 1113 г., приведших к вокняжению Мономаха на киевском столе. Последующие события подтвердили правильность выбора киевлян: став киевским князем, Мономах начал претворять в жизнь собственный «династический проект» - консолидацию Русской земли и прилегающих к ней территорий в руках собственной семьи. К середине 1120-х гг. под контролем семьи Мономаха оказывается не только Среднее Поднепровье (за исключением Черниговской земли), но также Новгород, Волынь и Смоленск. Таким образом, династическая политика Владимира Мономаха объективно отвечала интересам киевской политии и была направлена на сохранение её главенства во всей Русской земле.
Статья посвящена вопросу возникновения и развития малых городов Русской земли в период становлени... more Статья посвящена вопросу возникновения и развития малых городов Русской земли в период становления восточнославянской государственности. На примере ранней истории Белгорода Киевского показано, что неоднократно постулировавшееся в научной литературе предположение о существовании генетической преемственности между малыми городами XI–XIII вв. и предшествовавшими им восточнославянскими городищами не подтверждается фактами. Белгород возникает во второй половине Х в., вероятно, на рубеже 870-980 гг. как укрепленный форпост на границе летописных полян и древлян, обеспечивающий власть киевских князей в этих местах. С началом активной строительной деятельности Владимира Святославича на южнорусском пограничье Белгород становится мощной крепостью с обширным посадом, прикрывая Киев с юго-западного направления, со стороны Волыни и Галича. С началом XI в. начинается постепенное освоение жителями Белгорода сельской округи. Это находит выражение в появлении вблизи городских стен и на некотором удалении от них неукрепленных поселений. Таким образом, Белгород наглядно демонстрирует особенности формирования территориальной структуры малыми городами Южной Руси. Эту особенность можно описать следующим образом. Если племенные центры восточных славян возникали посреди скопления «гнезд поселений», являясь результатом первичной политической интеграции, то малые города-крепости древнерусской эпохи, напротив, создавали вокруг себя «гнезда поселений» уже в XII–XIII вв.
Uploads
Papers by Дмитрий Котышев
исторической топографии древнего Киева, в частности локализации церкви св. Василия, упоминаемой в летописи. На основе анализа летописного и археологического материала делается вывод о том, что упоминаемые под 6691 (1184) и 6488 (980) — 6496 (988) гг. церкви являются совершенно разными постройками. Одна из них была возведена на территории «города Влади-
мира» в конце X в., вторая — в конце XII в. в пределах «Великого Ярославова двора» и отождествляется с Трехсвятительской церковью, разрушенной в 1934–1935 гг.
Киеве надпись о покупке «Всеволожей княгиней» «Бояней» земли. На основе анализа
историографической ситуации вокруг изучения надписи, привлечения данных нарративных,
сфрагистических, археологических источников предлагается датировка надписи серединой —
второй половиной XII в. Автор развивает и дополнительно аргументирует точку зрения,
высказанную первооткрывателем надписи С. А. Высоцким о том, что «Всеволожей княгиней»
надписи являлась вдова черниговского и киевского князя Всеволода Ольговича Мария
Мстиславна, которая приобрела земельный участок на окраине Киева близ Дорогожичей для
постройки на нем Кирилловской церкви
исторической топографии древнего Киева, в частности локализации церкви св. Василия, упоминаемой в летописи. На основе анализа летописного и археологического материала делается вывод о том, что упоминаемые под 6691 (1184) и 6488 (980) — 6496 (988) гг. церкви являются совершенно разными постройками. Одна из них была возведена на территории «города Влади-
мира» в конце X в., вторая — в конце XII в. в пределах «Великого Ярославова двора» и отождествляется с Трехсвятительской церковью, разрушенной в 1934–1935 гг.
Киеве надпись о покупке «Всеволожей княгиней» «Бояней» земли. На основе анализа
историографической ситуации вокруг изучения надписи, привлечения данных нарративных,
сфрагистических, археологических источников предлагается датировка надписи серединой —
второй половиной XII в. Автор развивает и дополнительно аргументирует точку зрения,
высказанную первооткрывателем надписи С. А. Высоцким о том, что «Всеволожей княгиней»
надписи являлась вдова черниговского и киевского князя Всеволода Ольговича Мария
Мстиславна, которая приобрела земельный участок на окраине Киева близ Дорогожичей для
постройки на нем Кирилловской церкви